О выставке на Гоголевском бульваре

Однодневная персональная уличная выставка-акция живописи и графики, Гоголевский бульвар 25 августа 1974

Александр Попов в трех московских выставках предстает не только как живописец, но и как художник, разрабатывающий жанр акции или художественного действа. Содержательно его акции связаны с темами "искусство в городе" или "город в искусстве". Первый для Попова "выход в город" состоялся в августе 1974 года, то есть в ту пору, когда, согласно общественным нормам, уличная выставка была не просто непривычным явлением, но еще и "хулиганским деянием". Однако не сильно заботясь о возможных последствиях, двадцатидвухлетний художник — тогда арбатский дворник — устроил, вопреки бытовавшим нравам, уличное представление своих живописных работ.

Более думая о радости для себя и друзей, чем о чём-либо ином, Попов совершил свою первую акцию в самом сердце старой Москвы, в её жизненной жиле, разместив там картины, привезённые на специально приготовленной для этого, покрытой разноцветным брезентовым тентом, повозке-арбе (тема Арбата). Громыхающая повозка была провезена художником по улицам Москвы (от Комсомольского проспекта до метро "Кропоткинская"), а друг художника, Сергей Миллер, снимал эту акцию на фотопленку. Сама же выставка-импровизация расположилась на Гоголевском бульваре. Стилизованная повозка с огромными красными колесами как бы связывала уличную выставку в настоящем с уличными действами бродячих актеров прошлого.

Очевидным отличием тогдашнего начинания Попова от вскорости последовавших за ним событий — "бульдозерной" и "измайловской" выставок — было то, что действовал он в одиночку и скорее с бесшабашностью авантюрной, рисковой, но весёлой затеи, чем с ответственностью продуманной, запланированной и далеко нацеленной акции. Соответственно здесь не было и круга единомышленников, объединённых этикой солидарности и "общего дела". В задачи акции не входило и привлечение к себе внимания "общественности" (ни своей, ни зарубежной), чтобы приобрести тогда уже почётный статус гонимого нонконформиста — "инакомыслящего". Все это, возможно актуальное для других, Попова не волновало — скандал не виделся желанным.

Целью выставки на Гоголевском бульваре была естественная потребность художника ознакомить публику, выходящую за пределы круга друзей, со своим творчеством. Преобладало в общем-то здоровое желание и дальше спокойно заниматься живописью в свое удовольствие, не влезая ни в политику, ни в иерархию "большого искусства", ни в официальном, ни в неофициальном его понимании. Это был артистический жест художника, стремившегося к переживанию приключения и игры в их самоценности, вроде бы без всяких особо высоких "идейных" мотивов, кроме, пожалуй, одного — уже созревшего чисто эстетического, режиссёрского подхода к реализации предпринятой "вылазки".

В первую очередь художника интересовал чисто зрелищный и экспериментальный опыт размещения живописи в городе и одновременно "на природе" московского бульвара -примерно в двухстах метрах от метро на натянутых веревках висели картины небольшого формата, а десяток работ, выполненных на больших листах оргалита темперой, просто стояли прислоненными к деревьям. Было воскресенье. Развешенные между деревьями картины (более двадцати работ) с интересом рассматривались прохожими и сидевшими до этого на бульварных лавочках игроками в домино, которых привлекли звуки патефона. Уже глубоко архаичный в начале семидесятых годов, красный патефон стоял на зелёном газоне и играл старомодные вальсы и песни: "Амурские волны", "Мишка, Мишка, где твоя улыбка...", "Дорогие мои москвичи". Зрители сами подкручивали ручку патефона. В повозке художник катал забравшихся туда детей.

Собравшиеся у картин группы людей оживлённо рассуждали о довольно необычных картинах — мастерски исполненных экспрессивных гротескных "видениях" — и довольно странном явлении — уличной выставке — в целом. У картины с надписью "вино", остановились два милиционера, но их реакция ограничилась улыбкой. Публика была настроена достаточно доброжелательно, хотя проходящая подвыпившая кампания и пригрозила набить морду ("для порядка"), но в итоге скандала удалось избежать. Тот на первый взгляд странный факт, что всё обошлось без "бульдозера" и прошло в приподнятой, вернисажной атмосфере, в общем-то вполне объясним. Советские "оборонительные" системы не всегда реагировали на авантюрные импровизации чудаков-одиночек. Своеобразный "синдром Руста", как известно, прошедшего все оборонительные кордоны и посадившего маленький самолет в центре Москвы.

Для Попова-человека состоялся праздник, благополучность исхода которого была не гарантирована. Для Попова же — художника главное, что здесь точка отсчета будущих опытов "уличного искусства", новых опытов обживания с помощью живописи еще более необычных территорий за пределами привычных рамок холста и стен мастерской.

Интересно, что в данной акции художник, видимо, об этом даже не думая, спародировал или, точнее, по-своему переосмыслил и оживил ставшие к тому времени мертвыми догмами лозунги типа "искусство в народ" или "искусство в жизнь". Ведь он совсем без циничной иронии соц-арта и т.п., с задиристым максимализмом, живой непосредственностью и игровым азартом действительно радикально вывел искусство в жизнь, физически переместив весь свой тогдашний картинный багаж в "гущу народных масс", то есть в место традиционного воскресного гулянья москвичей, проявив при этом свой особый московский патриотизм. Может отсюда какое-то странновато булгаковское "подмигивание" Москвы — прошедшая в честь двадцатилетия "бульдозерной" выставки акция состоялась не в районе проведения первой (на пустыре в Беляево), что было бы вполне логично, а на том самом Гоголевском бульваре, где прошла в августе 1974 года выставка Александра Попова.

Однако понадобились ещё годы работы, чтобы этот смелый опыт дал свои всходы в фактически самостоятельно изобретённом Поповым новом синтетическом жанре городского искусства, где уже могли бы в полную меру и на равных правах играть свои роли и живопись, и авангардная тактика "провокации", и сама окружающая среда.

Сергей Кусков.

О, Выставке, Гоголевском, Бульваре


Публикации >>> О выставке на Гоголвеском бульваре

Все материалы, размещённые на сайте, охраняются авторским правом.
© 2008 Разработка и поддержка сайта ООО «Эффектон»
Rambler's Top100